“Дети учатся по бандитским фильмам” – депутат о насилии среди подростков

Депутат мажилиса парламента Ирина Смирнова в ходе пленарного заседания зачитала запрос, адресованный премьер-министру Казахстана после участившихся школьных драк, сообщает Tengrinews.kz. Мажилисвумен указала на возросшее количество жестоких драк, вымогательств и насилия между подростками республики.

“Вскрытый уровень насилия среди учащихся, унижение старшими ребятами младших, системность этих процессов поражают воображение и заставляют общественность включиться в решение данной проблемы. Скорее всего, родители и учителя говорят привычные слова о том, что нужно хорошо себя вести, не нарушать закон, быть честными. Видимо, эти призывы сегодня не работают. Почему это происходит и что делать?” – начала депутат.

По ее словам, до введения ЕНТ в школах страны поощрялась общественная, коллективная деятельность, где школьники могли в конструктивном русле, в создаваемых командах учиться и общаться. Это способствовало навыкам позитивного взаимодействия, и школьники хорошо понимали, что хорошо, а что плохо.

“Навыки, правила позитивного, полезного взаимодействия, полученный опыт переносились детьми в обыденную жизнь. (…) После введения ЕНТ ценностным ориентиром в школе стали показатели тестирования. Успехи на поприще воспитания никак и никем не учитывались. Воспитательный процесс сошел на нет. Где тогда ученик может научиться позитивному коллективному сотрудничеству, получить опыт альтернатив дракам при необходимости выяснения отношений?” – отметила Смирнова. Отдельно она высказалась о ситуациях в семьях, подчеркнув, что каждая третья пара разводится. “Остается еще один оплот воспитательной среды – дополнительное образование. Оптимизация организаций дополнительного образования – сомнительная инициатива Министерства национальной экономики, поддержанная акиматами, еще даст свои отрицательные результаты. За цифрами не увидели ребенка. За мифическим финансовым интересом – вечные ценности”, – добавила депутат.

Она привела пример Сары-Агашского района, в котором, по словам Смирновой, нет ни одного современного спортивного поля, не работает клуб, закрыта детская юношеская спортивная школа, дом школьников, кинотеатр и другое. “Удивляться нечему. Наши дети учатся дружить по фильмам, где бандитизм возводится в ранг благородных отношений, по виртуальным играм, где жизнь человека не представляет ценности. Также нужно понимать, что в изменившемся мире старые подходы в воспитании – собрания, увещевания, ужесточение мер – не будут иметь действенного результата. Нужна планомерная системная работа по изменению ситуации с воспитанием учащихся и молодежи, нужны новые подходы, современные практики”, – также отметила депутат.

В связи с этим она зачитала предложения, в которых Министерству национальной экономики и акиматам рекомендуется прекратить продажу и оптимизацию объектов дополнительного образования детей и молодежи. Министерству культуры и спорта – найти резервы  и повысить доступность массового спорта и физкультуры, обустроить дворы, парки, скверы для занятий спортом. Также депутаты предлагают МОН принять меры по повышению квалификации психологов, социальных педагогов, вожатых. Исключить использование специалистов вне функциональных обязанностей, а также создать республиканский call-центр, где каждый психолог сможет получить квалифицированную помощь в работе.

Кроме того, по мнению мажилисменов, нужно обеспечить каждого учащегося информацией о функционировании бесплатного круглосуточного телефона доверия для детей и молодежи – 111. Министерству внутренних дел народные избранники предлагают ввести правило абсолютной нетерпимости к дракам, вымогательству, буллингу. Не доведение информации о проблемах во взаимоотношениях школьников полиции считать сокрытием преступления. Проступки и преступность в детской, молодежной среде поставить на особый контроль. Также, по мнению депутатов, необходимо создать межведомственную комиссию из числа общественников, профессиональных психологов, аналитиков, экспертов, чиновников с целью разработки стратегического плана действенных мер по изменению ситуации в вопросах воспитания детей и молодежи.